Написать статью Добавить видео Регистрация

Распетанно с сайта республика-саха-якутия.рф

Чорон

Рейтинг: 0 Голосов: 0 9139 просмотров


    Чорон

    Чорон (якут. Чороон) национальный якутский сосуд для хранения и потребления кумыса. Типичной формой является кубок на одной или трёх ножках. Традиционно изготавливается из дерева, преимущественно из берёзы, и украшается богатой геометрической резьбой. Резьба располагается в виде ярусов. Чем больше ярусов, тем почётнее кубок. В отдельных случаях чорон может инкрустироваться серебром или медными сплавами.

     Чорон был любимым и обязательным предметом в жизни каждого якута, особенно необходимым в обрядовых церемониях и на праздниках. Чорон с кумысом подносили молодым на свадьбе. С чороном встречали гостей. Делали якуты свои необычные кубки из одного куска березы все тем же топором да кривым ножом. Орнамент выполняли специальными ножами: кэрдэри, кэрэниэе анньяр, ойуулуур бы- хых. Кэрдэри — инструмент для трехгранной выемчатой резьбы. Кэрэниэе анньяр похож на стамеску — им прорезают ровные глубокие срезы-канавки. Ойуулуур быхых с тонким игольчатым отверстием служит для выполнения сложных орнаментальных узоров. Эти инструменты были у каждого мастера, но иные артисты своего дела одним кривым ножом из цельного куска древесины вырезали и ложку, и тарелку, и даже чорон.

    чоронСлово «чорон» (чороон) произошло от «чорой», «чорот», что означает держать поднятым вверх, вытягивать.

    О высоком мастерстве якутских ремесленников писал один из первых этнографов Сибири академик А. Ф. Миддендорф: «Чрезвы-чайная гибкость, которую якут умеет придать клинку своего ножа, в состоянии заменить ему множество разнообразных инструментов. Надобно, например, сделать чашку — якут тотчас же сгибает ножик об ствол дерева в виде дуги, и с руки, прежде чем успеешь оглянуться, вытачивает чашку из дерева лиственницы [...] Что бы он ни вырезал, во всем у него особый шик».

    Живая линия крива и волниста. Мастера это чувствовали и добивались в очертаниях чоронов желаемой степени кривизны. По плавности, музыкальности контуров и ясности пропорций чороны выдерживают сравнение с античными сосудами, что отметил еще в XIX веке В. Л. Серошевский. Форма кубков строится на основе строгой системы пропорциональных отношений. Их объем расчленяется на четыре части, гармонично соподчиненные одна другой: горло с венчиком, плечо, тулово и поддон. Сочетание этих частей всегда оказывается единственным и неповторимым.
    Наибольшее распространение получили чороны на одной ножке, но известны кубки и на трех ножках. Чорон конца XVII — начала XVIII века из могилы Чачана-этюка напоминает своей формой скифский котел. Это сходство настолько очевидно, что может служить наглядным свидетельством наличия древней связи культур Юго-Западной Сибири и Средней Азии с культурой Северо-Восточной Сибири.

    Чороны на трех ножках конца XVIII и начала XIX века более приземисты и, как правило, небольших размеров; иногда их нож¬ки чуть стилизованы, а порой и очень схожи с лошадиным копытом. Что передавал резчик таким уподоблением? Изучая нравы и обычаи якутов, участник Великой Северной (Второй Камчатской) экспедиции Российской Академии наук И. И. Линденау заметил, что «они особенно чтут числа 3 и 9. [...] божественная сущность расчленена у них на 3 лица [...]Самый главный Аар-Тойон (глава верховных духов. — М. X.) пребывает на Девятом небе».
    Пояса стилизованного геометрического орнамента украшают каждый чорон: в изделиях XVIII века узоры просты, на предметах XIX века они сложнее и разнообразнее. Символическое значение многих орнаментальных мотивов сохранилось в их названиях: «ураса-узор», «кобылий сосок», «ячейка сети», «позвонок-узор». Кроме того, некоторые названия отражают способ нанесения изображений: «узор-нарезка», «ноготь-узор», «зарубки». Особый ритуально-символический смысл имела и композиция орнаментов, и число орнаментальных поясов, и место их нанесения. Так, поскольку наиболее почитаемым числом было девять, то и поясов чаще всего — девять.

    чорон орнамент

    Для каждой части чорона существовала определенная группа орнаментов: у края венчиков — гребенчатый и рубчатый в виде треугольников и ромбов; на центральных поясах — «ячейка сети», «позвоночный узор», «палец-узор»; по венчику шел гребенчатый в свободном сочетании с названными узорами; основание ножки разделялось на секторы, заполненные ромбиками, точками, зигза¬гами. Иногда поддон украшали прямыми линиями — символами деревьев. 

    Первоначально орнаментальные полосы выявляли конструктивные части чоронов: раструб, тулово, ножку. В более поздних изделиях узор становится изысканней, мельче и покрывает всю поверхность предмета. Выполняли его контурной или трехгранно-выем- чатой резьбой, реже — гравировали. Состав орнамента обогащался за счет геометрических криволинейных и растительных мотивов. Дополнительными элементами убранства некоторых чоронов являются медные ободки; они помещались на местах, подчеркивающих "тектонику сосудов. К ободкам прикреплялись «серьги»-подвески.

    Бытовая посуда

    чорон орнаментВо время ритуального кумысопития, кроме чоронов, употреблялась разнообразная утварь: ковши-черпаки, воронки, мутовки, берестяные ведра и туеса, кумысные кожаные мешки. Воронку кенкелёйн вырезали из цельного куска березы, раструб ее украшали таким же орнаментом как на чоронах. Гладкое тулово воронки вставлялось в устье симира — кумысного кожаного сосуда. На виду оставался раструб воронки, напоминающий по форме кытыйа — чашу на низком поддоне. Встречаются кенкелёйны двух типов: прямые и наклонные. Их форма похожа на лошадиную голень, оканчивающуюся копытом. Это сходство наиболее очевидно в наклонных воронках; их раструбы-«копыта» в приподнятой части заканчиваются зигзаговидной профилировкой в виде нескольких ромбовидных выступов, которые служили в качестве петель для подвешивания. Декоративная резьба на таких воронках крупнее и красивее, чем на прямых. Орнамент же обоих типов кенкелёйнов такой же, как и на симирах.

    чоронОдним из распространенных бытовых деревянных изделий якутов были мутовки. Приведем описание из старого этнографического очерка: «Немаловажную роль в хозяйстве якутки играет мутовка (ытык). Это палочка в аршин длиною, на конце которой насажен небольшой отрезок полого рога с пробуравленными в нескольких местах дырками. Такой мутовкой сучат всякую более или менее жидкую пищу во время ее приготовления, мешают тесто для оладий, сбивают масло и т. д. Для сбивания же сливок употребляется мутовка (куорчах), у которой вместо рога насажен деревянный кружок с вырезами по радиусу на наружной стороне».
    Характерная особенность рассматриваемых нами мутовок для кумыса хамнатар (от якутского «двигать», «шевелить») — много-численные кольцеобразные вырезы на ручках, расположенные в определенном ритмическом порядке. Орнамент ручек очень прост и состоит в основном из полосок и точек. Навершия мутовок часто делаются в виде сквозных арочек, столбиков, полуколец и реже — рельефных фигур. Нижняя часть мутовок бисэйэх и бюлюр закан-чивается колпаком и прорезными фигурными отверстиями. Такие изделия имеют аналоги у монголов и алтайцев. Другой тип — с плоским диском на конце стержня — существует у киргизов, баш¬кир и казахов, но в музейных собраниях подобных якутских муто¬вок нет, и они известны лишь по описаниям.

    Большим разнообразием форм и декора отличаются ковши усайах, удяа, бадяа для разливания кумыса. Вырезали их из одного куска березы и лицевую сторону рукояти покрывали сложным резным орнаментом. У некоторых ковшей-черпаков длина рукояти достигает полутора метров и всегда немного выгнута: этот изгиб придает ей особую пластичность. Обычно она заканчивалась четко выделенным профилированным навершием, которое украшалось глухой рельефной и сквозной резьбой.
    Древние ковши примечательны своеобразным сочетанием скульптурных и плоских декоративных элементов, навершия из рукоятий иногда трактуются как антропоморфное изображение, крупный орнамент выполнялся в глубоком рельефе. У черпаков XVII—XVIII веков антропоморфные изображения не встречаются, узор покрывает изделие целиком или выпуклые участки резьбы. Богаче всего украшаются навершия рукояти.

    чоронВ качестве будничной домашней посуды якуты пользовались долблеными чашами кытах и кытыйа. Исследователи отмечали, что в якутских семьях «имеется не мало деревянных чашек (кытыйа) разной величины для пищи,— они выдалбливаются из березы или из лиственницы при помощи особого инструмента. По краям чашки вырезаны с наружной стороны незатейливые украшения; чашка обтянута вверху обручиком из латуни или из желтой меди; к обручику приделаны оловянные привески. У зажиточных якутов эти чашки — от 15 до 20 — поставлены в ряд на одну полку, и некоторые из них (кытах) очень больших размеров». Действительно, из кытаха можно было накормить большую семью, диаметр такой чашки достигал одного метра. Кытыйа делали разных размеров для общесемейного и личного пользования, для детей и взрослых. Наиболее распространены чаши с фигурной шейкой: контуры их формы красиво изогнуты в плавном переходе плеча, перехвата и венчика. Широкий, небольшой высоты поддон обеспечивает посуде устойчивость и снимает впечатление тяжеловесности; масса округлого тулова воспринимается облегченной благодаря легкому, гибкому абрису шейки.

    Орнаментальные мотивы чаш довольно просты: несколько выпуклых поясков шнуркового типа, ромбы или группы треугольников, расположенные параллельными рядами в верхней части сосуда. Особенно элегантны кытыйа с арочным орнаментом.

    чоронЧасто встречаются чаши с «черкасским узором». Он состоит из сплошного ряда глубоких вертикальных борозд, нанесенных на тулово полукруглой стамеской в определенном ритме. Вертикальные борозды чередуются с горизонтальными. Декоративный эффект «черкасского узора» строится на светотеневых контрастах, которые дает глубокая выемчатая резьба, на активной роли фактуры поверхности изделия, но эта декоративность часто кажется чрезмерной, неорганичной; особенно, же утрата чувства меры и гармонии сказывается в орнаментированных таким образом чоронах. В связи с этим нам представляется очень верным следующее замечание И. А. Потапова: «Тенденция к преобладанию декоративной стороны вещи над ее сугубо земной, суровой в своей простоте пластикой в якутских деревянных резных изделиях появляется, начиная со второй половины XIX века. Поэтому чаши типа кытыйа с «черкасским узором» хронологически, вероятнее всего, должны быть связаны именно с этим временем». Для хранения чашек и блюдец вырезались из одного куска дерева специальные футляры-погребцы. Крышкой служила накладная дощечка, которая привязывалась к футляру ровдужными ремешками. Закваску для кумыса якуты держали в приземистых ыйыйа или маттарчахах. Маттарчахи имеют вертикальную конструкцию, чаще всего в форме усеченного конуса, их дно и тулово делали из двух кусков березы. Тонкую березовую дощечку распаривали, из нее выгибали обечайку — цилиндрическую форму для тела сосуда, края которой скрепляли тальниковым прутом. В отверстие вставля¬ли сухую дощечку вплотную к стенкам цилиндра. При высыхании обечайка туго стягивала дно, и поэтому жидкость из маттарчаха не вытекала. Орнаментировали поверхность этих изделий контурной или низкорельефной резьбой, отчетливо выступавшей на тулове.

    Разнообразные арочные мотивы подчеркивали округлые формы предметов; такие узорные пояса чередовались с узкими, четко отграниченными полосами ромбического зигзагообразного и треугольного орнамента. Эта древняя посуда украшалась еще и ободками из тонкой медной ленты с различными металлическими подвесками. В XVIII веке ымыйа, маттарчахи, айахи, как и чороны, служили кубками для ритуальных возлияний на ысыахе.

    Источник

    чорон
    чорон
    чорон
    чорон
    чорон
    чорон
    чорон
    чорон
    чорон
    чорон
    Зарегистрируйтесь на сайте, и Ваши комментарии будут добавляться сразу, без модерации. Также вы сможете выставлять оценку другим комментариям.
    Комментарии (2)
    Алина # 23 сентября 2015 в 11:24 0
    Очень полезная статья, но жаль, что скачать невозможно.
    Анна # 13 ноября 2017 в 21:32 0
    Олус үчүгэй.Махтал!

    наши друзья

    Округ-ТВ


    Весь материал, представленный на сайте республика-саха-якутия.рф взят из открытых источников или прислан посетителями и авторами сайта. Материал используется исключительно в некоммерческих целях. Все права на публикуемые материалы принадлежат авторам. Если Вы являетесь автором материала или обладателем авторских прав на него и против его использования на сайте республика-саха-якутия.рф, пожалуйста, свяжитесь с нами через форму контактов.

    Счетчики

    Яндекс.Метрика
    ЗАКАЗАТЬ РЕКЛАМУ ПОЛИТИКА КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТИ

    Республика Саха Якутия © 2017